Обновите Ваш бразуер

Лететь как чайка, или Театр без границ

Екатерина Глебова, специально для проекта "Жизнь без преград"

Спектакль стал традиционным итогом   проекта "Театральная перспектива", в ходе которого молодежь с инвалидностью пишет пьесы, а затем их ставят профессиональные актеры и режиссеры на сцене одного из московских театров. Однако в этот раз появлению спектакля предшествовала поездка группы ребят с инвалидностью вместе с режиссерами в знаменитый лондонский инклюзивный театр Chickenshed. В этом театре границ для самовыражения нет, и рядом с профессионалами на сцену выходят те, кого часто  ошибочно  называют людьми с ограниченными возможностями. Оказывается, их творческие возможности могут быть безграничны, особенно, если  спектакль — для них и про них.

На сцену Гоголь-центра вышла смешанная труппа, и рядом с известными  актерами оказались ребята с инвалидностью. "В их актерских работах было много личного, честного, — поделился Тимур Боканча, сыгравший в "Веселой чайке" одну из главных ролей. — Они играли сильнее, чем профессиональные актеры,  ведь это  сразу видно, когда человек показывает собственную боль, а не изображает ее, живет, а не играет. Конечно, мне как актеру, наверное,  легче было бы работать с профессионалами. Но зачастую от партнера, выполняющего все  технически правильно, не получаешь ту искру, которая зажжет и тебя самого. Профессиональный актер постоянно видит грань: тут театр, а тут жизнь, и бывает сложно убрать этот барьер, заставить актера жить на сцене.  А у  ребят с инвалидностью было огромное желание и умение открыться, и  я чувствовал  идущие от них мощные энергетические потоки — это просто незабываемое ощущение!"

В проект Тимура пригласила режиссер Ольга Лысак, давний партнер "Театральной перспективы", поставившая не один спектакль по пьесам юных авторов с инвалидностью. Поначалу Боканча был удивлен и даже обескуражен: подготовить спектакль требовалось в очень сжатые сроки, при этом все профессиональные актеры и режиссеры работали бесплатно, в качестве волонтеров. У Тимура было много своей работы, дел, опять же, дома дети, а тут какая-то странная авантюра…

"Я не спал, было физически тяжело,  казалось, что невозможно собрать спектакль, у меня не было такого опыта, — вспоминает актер. — Но потом оказался просто шокирован организаторскими способностями  режиссеров, это была титаническая работа, а результат потряс и зрителей, и меня самого. И сейчас я понимаю, что и еще раз с удовольствием бы принял в этом участие, потому что это совершенно потрясающее мероприятие!"

На сцене актеры с инвалидностью и без рассаживались в воображаемом поезде, отправляясь в магическое путешествие к теплому морю. И говорили о том, чего они боятся и о чем мечтают, почему не могут сблизиться с незнакомым человеком и как сделать этого незнакомца своим другом… Герой Тимура шел один по темному лесу на выручку вожатой и объяснялся в любви новой знакомой, приносил в дар морскую раковину, читал трогательные стихи… "Это всего лишь сон, этого никогда не случится", — произносил герой, но все, кто был на сцене знали: это уже случилось, и это их общая заслуга.

Для Тимура, тем не менее, "Веселая чайка" —  не первый опыт взаимодействия с партнерами с инвалидностью. Актер сыграл одну из ролей в художественном фильме "Любовь  с ограничениями", который скоро выйдет на экраны. В фильме речь идет об отношениях между людьми с инвалидностью и без.

"С нами в этом кино снимался Сергей Кутергин, "Сергеич" из Камеди баттла, у которого ДЦП, — поделился Тимур. — Раньше у меня таких знакомых не было, а теперь мы  с Сергеем очень хорошо дружим и я могу сказать, что люди с инвалидностью такие же, все у них то же самое, веселые, жизнерадостные, иногда грустные. Ну да, иногда сложно забраться на лестницу, но это в общем и все".

Перфоманс в Гоголь-центре оказался составлен из двух пьес, написанных девушками с ДЦП, Людмилой Богдановой и Натальей Мазуниной. Вплетаясь в фэнтези магического путешествия с веселой чайкой, в зал вдруг ворвался жестокий мир пост-апокалипсиса…

Последний человек на земле, человек, у которого не осталось никого — ни любимой жены, ни сына, вспоминает о тех, кого он потерял. Его любимая, нежный ангел в исполнении Екатерины Мельник, очаровала  зал отточенной пластикой танца в партнерстве с юным неслышащим актером Сашей Филькевичем.

"Это просто необыкновенно, когда на репетициях видишь, как люди с инвалидностью перешагивают барьеры, ограничения и раскрываются, словно бутоны, — рассказала Екатерина. — Происходят чудесные вещи: девочка, произнося текст, в которой она вложила и душу, и силы, может просто встать с коляски, и все, затаив  дыхание, смотрят, а она даже этого не замечает. Это настоящее преображение, настоящая магия".

Участвовать в спектакле Екатерину Мельник позвала актриса и режиссер Евгения Бордзиловская, с которой они вместе играли в спектакле "Восемь женщин". "Я тогда была беременная, и мы смеялись, что играем в составе девяти женщин — я уже знала, что родится дочка, — вспоминает актриса. — А сейчас я хотела сказать ей огромное спасибо за этот потрясающий опыт, за участие в этом благотворительном проекте".

В спектакле с Екатериной играли дети, поэтому актриса всерьез подумывает о том, чтобы в следующий раз (а она уже решила, что обязательно сыграет в "Театральной перспективе снова") позвать с собой дочку: "Ей уже почти 8 лет, и она сказала, что не хочет быть актрисой. Она бывала со мной на съемках и в театре на репетициях, и я поняла, что ей это скучно. Но здесь, в атмосфере "Театральной перспективы", ей бы понравилось", — уверена Екатерина.

Черно-белый рисунок второго спектакля  четко разделил героев на людей, добровольно отказавшихся от всего человеческого, и просто людей. Последний человек на земле, к которому в дверь вдруг постучали, не захотел становиться киборгом и выбрал соединение с любимой и сыном по ту сторону жизни. И зрители поняли и приняли  такой финал.

"Мы все хотим благополучия, а  значит, получения благ, — размышляла Екатерина Мельник после спектакля. —  Но вот благо дарить мы не привыкли. А этот проект — он  как раз с территории благодарения. Есть такое понятие на востоке — сева. Это значит отдавать что-то, не ожидая ничего взамен. И для того чтобы у тебя было все хорошо в жизни, ты должен больше отдавать, бескорыстно, улучшая  судьбу свою, своих родных, своих детей".

"Театральная перспектива" — проект Региональной общественной организации людей с инвалидностью "Перспектива". Режиссеры спектакля "Веселая чайка": Ольга Лысак, Евгения Бордзиловская, Александр Кузнецов, Денис Бондарков.

Источник: ria.ru